Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - олег

Страницы: 1 ... 3 4 [5] 6 7 8
61
Денис рекомендовал место, где впадает Казыр в Томь.
Идти далеко не надо, обзор до горизонта не нужен, есть песчаная отмель.
Со мной в компании мой друг Диман-- рыбак.

62
приближаются Персеиды!
Наилучшие ночи вокруг максимума придутся на 11-12 и 12-13 августа, первое выходные дни.
засушливое лето изобилует ясными ночами, возможно это продлится еще.
Луна помехи создавать не будет.
к полному счастью надо добавить абсолютно черное небо, вдали от городских огней.

собирая воедино, рождается мысль об экспидиции по метеоры в район Лужбы.
можно соединить с рыбалкой на Казыре.

отправка 11 августа СБ от вокзала Новокузнецка электричка 5.30.
прибытие 12 августа ВС  ---  в 19.с чем-то.

буду рад отбыть в компании единомышленников.

63
На сегодня значится запуск Союза
http://www.federalspace.ru/main.php?id=10

указано 23.35, это какое время? московское?

64
Кстати, Олег, надеюсь, ты понимаешь, что эта болванка, именно от Петрова, которую я хранил долгие годы. Рад что пригодилась и увидела свет. Так держать!
добавил в благодарности.

65
Ну вот выдал, кратко так ;D
спасибо за терпение , при чтении.

66
                                                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Это описание, хотя и описывает полный цикл постройки телескопа, конечно, не претендует на полноту изложения. Здесь скорее передан общий вид на процесс и подразумевается, что читатель уже знаком с основами телескопостроения. А если нет, то лучшим способом познакомиться с этим искусством можно, прочитав книгу Л.Л. Сикорук «Телескопы для любителей астрономии».

Наиболее подробно я старался описать процесс серебрения зеркал. Это реально доступная технология и может успешно применяться в любительской практике. Вот уже два года зеркальный слой радует меня своим блеском и каких-то признаков потускнения не наблюдается.

Конструкция фермы максимально  упрощена за счет отказа от  нижнего короба и верхнего барабана, что сразу отразилось на весе (полный вес  10кг). А надежность от этого только улучшилась. Юстировка никогда не сбивается. Установка  телескопа на площадку занимает одну минуту—поставил, открыл крышку, навел резкость.

К недостаткам можно отнести неспособность выдерживать большие увеличения. Наблюдая за планетами при увеличении более 100х, видишь жуткое размытие. Кроме воздушных искажений, здесь добавляется не меньшие по величине тепловые деформации оптической поверхности. При теневых испытаниях наблюдались постоянно перемещающиеся  полутени, которые заметно изменяли форму параболоида, что уж тут ожидать от ночных перепадов температуры. Вид Марса в рефрактор с диаметром объектива 60 мм определенно выигрывает за счет своего спокойствия. Однако, при наблюдении звездных скоплений и туманностей 300 мм рефлектор вне конкуренции.

Не стоит рассматривать постройку телескопа как способ сэкономить деньги. Скорее всего затраты сил и времени превзойдут его стоимость. И довести начатое до конца способны далеко не многие. Люди с темпераментом типа халерик не должны браться за постройку телескопа, каким бы сильным не было это желание. Таким людям надо покупать готовый телескоп и любоваться звездами сразу.

Завораживающий вид звезд в телескоп, построенный своими рукам, приносит неописуемое удовольствие. Не меньше волнующих моментов ждет строителя и  в процессе работы,— теневые испытания, первый свет и первый блеск. Известны люди, которых последнее увлекает больше, чем само созерцание звезд в окуляр. Строительство  телескопа – это романтика, это путешествие от нескольких ангстремов до многих световых лет. Человек, вооруженный самодельной оптикой, не только расширяет свои зрительные возможности, но и приобретает  более глубокий взгляд на микро- и макро Вселенную, то есть совершенствуется.

С уважением.
Олег Яворский. 2012г.  oleg7082009@yandex.ru

67
                                                                   5. Сухая полировка.
Получить идеальный зеркальный слой, имея мало опыта, почти невозможно. Но улучшить, не сильно пересеребренное зеркало вполне можно, полируя зеркальный слой. Замечено, что лучше полируется зеркало сразу после высыхания. Для полировки применяем ватный тампон, обвернутый нежной замшей. Небольшое количество крокуса растираем между листами ватмана, а потом втираем крокус в тампон. Полировку ведем  только на полностью высохшем зеркале, так как одна капелька воды может привести к жирной царапине. Полировать начинаем вращательными движениями осторожно, с самого края, без всякого нажима. С силой нажима можно экспериментировать, определив оптимальное давление по появляющимся микроцарапинам. Нужно понимать, что какое-то количество царапин, при такой полировке, почти неизбежно и также то, что они совершенно не повлияют на качество изображения. А ухудшение внешнего вида будет с лихвой компенсировано общей зеркальной  прозрачностью, что даст ощутимый выигрыш в проницании.

Легкий налет снимается сразу, а те места, которые не обнаруживают улучшения после длительной полировки, придется оставить как есть. У меня получилось  несколько ляпов общей площадью  около 5%. Стали видны царапины, возникшие еще при шлифовке, добавилось много царапинок на зеркальном слое, но с расстояния 2 м зеркало выглядит идеально и мутности в отражении не наблюдается. Особенно тщательно надо полировать внешнюю кольцевую зону шириной 3- 5 см, именно она собирает больше всего света, к счастью она и полируется  лучше всего.

Полировка 300мм зеркала заняла 30 мин, после чего пришлось смириться с некоторыми изъянами.

Рис.39. Готовое зеркало.

68
                                                                         4. Серебрение.
Перед приготовлением серебрящего раствора, с зеркала  азотной кислотой было смыто прежнее покрытие и оно находилось под слоем воды в своей емкости. Зеркало, растворы и заранее приготовленная вода находились в одном помещении с температурой +18 град в течении нескольких часов, это способствовало выравниванию температуры.

Вынимаем зеркало, сливаем воду, заливаем раствор. На лицевую поверхность наливаем немного теплой воды, чтобы стекло стало чуть теплее раствора. Затем заливаем восстанавливающий раствор (глюкозу) и аккуратно опускаем зеркало. Сначала опускаем один край, потом другой, медленно выгоняя воздушный пузырь. Дальше руководствуемся предварительно проведенными опытами на пробных образцах. Можно кусочек стекла опустить вместе с зеркалом, и периодически извлекая его, следить за процессом. Как только появятся признаки серебрения на пробном стекле, можно осторожно поднять зеркало, поставить его рядом на ребро и взглянуть визуально. Осмотр хорошо делать на освещенном Солнцем столе. Развернув зеркало к Солнцу, можно оценить оптическую  плотность серебряного слоя как фильтра.  Допускается, и даже желательно, слабое просвечивание Солнца сквозь серебряный слой. Если на просвет  виды яркие предметы и зеркало представляет из себя скорее плотный фильтр, то  нужно вернуть зеркало в раствор,но совсем не на долго. Через полминуты осмотр нужно повторить, чтобы не пропустить момент зеркальности. Главное, не слишком долго зеркало  держать на воздухе(по Навашину, не более нескольких секунд).

Чтобы процесс осмотра не вызвал суеты или других неприятностей  (падение зеркала, разбрызгивание раствора), нужно провести предварительную тренировку, что бы каждый шаг и его варианты были заранее запланированы и отработаны. Тогда можно спокойно  следить за процессом и управлять им.

Как только появится равномерный зеркальный блеск желтого цвета, и сквозь стекло будет виден лишь синий ореол  Солнца, то серебрение нужно немедленно остановить, облив зеркало водой. После обильного промывания ставим зеркало сушить на ребро. По мере высыхания зеркальность усиливается, но также становятся видны разводы и неравномерности, которые не видны были раньше. Если общая зеркальность ощущается, то с пятнами, разводами и налетами можно будет бороться после полного высыхания с помощью сухой полировки.

 Рис.38. Свежепосеребренное зеркало с пятнами и разводами.

69
                                                     3.Приготовление серебрящего раствора.
Растворяем азотнокислое серебро из расчета 5г на 100мл воды. Работаем в резиновых перчатках. Дистиллированная вода у  меня кончилась на первом опыте, и дальше я использовал родниковую, прокипяченную и  профильтрованную воду.  Было приготовлено 120мл раствора азотнокислого серебра,120мл  5%-го раствора едкого натра и 60мл 5%-го раствора глюкозы, что в сумме составило 300мл.

В раствор азотнокислого серебра добавляем понемногу 25%-й раствор нашатырного спирта. Я добавлял его пробочками (маленькими капроновыми пробочками, которые под крышкой). Раствор сразу приобретает коричневый цвет, видны плавающие хлопья окиси серебра. Вначале можно прибавлять нашатырный спирт довольно быстро до 10 пробочек, затем уже медленно, постоянно перемешивая и следя за моментом просветления. Как только раствор начет просветляться, лучше остановить добавление нашатырного спирта, оставив раствор слегка мутным. У меня ушло 14 пробочек. Если же раствор стал прозрачный, то его нужно замутнить, добавляя к нему немного раствора азотнокислого серебра.

Все работы с раствором ведем при температуре не более +20 град. Разные руководства предупреждают о взрывоопасности. Используем перчатки, очки и маску и работаем на открытом воздухе.

Далее к раствору приливаем раствор щелочи и видим, как он сразу чернеет. Постоянно помешивая,  прибавляем пробочками нашатырный спирт. После 10 пробочек продолжаем прибавлять медленно, следя за просветлением раствора. Добавление нашатырного спирта прекращаем,когда раствор станет почти прозрачным, с небольшим количеством взвешенной мути. Полностью прозрачный раствор недопустим, замутняем его раствором азотнокислого серебра.

Серебрящий раствор готовится перед самым серебрением и хранению не подлежит. Теперь, если смешать полученный раствор с раствором глюкозы, то начнется реакция, при которой будет выделяться аммиачный запах и металлическое серебро будет выпадать в осадок, покрывая зеркальным блеском стенки емкости и лицевую сторону зеркала.

Рис.37. передозировка нашатырного спирта, почернение от щелочи, начало просветления.

70
                                                   2.приготовление азотнокислого серебра.
Исходным материалом был слиток серебряных электрических контактов. Кусочек серебра растворяем в концентрированной азотной кислоте. При обычной температуре растворение почти не идет, для ускорения процесса кислоту нужно подогреть. На открытом воздухе была установлена электроплита, на небольшом расстоянии от спирали лист металла, а на нем фарфоровая чашка с кислотой и серебром. Наблюдение за процессом проводилось из помещения, и от туда же происходила регулировка нагрева методом периодического отключения из сети. Нагревать кислоту нужно постепенно и в самом начале процесса. Когда появится коричневый дым, то нагревание можно отключить, дальше растворение идет уже спонтанно. Можно наблюдать, как все пузырится, распространяется  едкий коричневый дым окиси азота и образуется белая соль азотнокислого серебра. Через 10 минут выделение окиси азота прекращается,--это значит, что металлическое серебро полностью растворилось. Снова включаем электроплиту и расплавляем снегообразную массу, примесь при этом выпадает в осадок.  Едкого дыма уже не выделяется, можно подойти и видеть прозрачную  жидкость расплавленного  азотнокислого серебра и черные зерна окиси меди, они в воде не растворяется и их можно отделить  потом фильтрованием. Остужаем расплав и пластмассовой лопаткой осторожно соскребаем сухую соль азотнокислого серебра.

Приятно удивила химическая чистота электрических контактов, примеси почти нет.  Отношение веса серебро/азотнокислое серебро было точно 1/ 1,5. В отличие от монет и колец применяемых в первых опытах, где соотношение доходило до 1/1.1.  Много примеси меди. «Не все то золото, что блестит»!

Рис.36.  серебро, выделение окиси азота «лисий хвост», азотнокислое  серебро, рабочий стол.

71
                                                1.Изготвление специальной емкости.
Основанием емкости  для серебрения послужил круг из 10мм фанеры, на который был приклеен слой полиэтилена. Из пласиковых бутылок винтообразно были вырезаны полоски шириной 40мм и с помощью герметика приклеены к торцу, образовав бортик высотой 30мм. Снаружи бортик стянут хомутом. Зеркало погружалось в емкость с небольшим наклоном, чтобы была возможность выгнать воздушный пузырь. Зеркало висело на проволоке пропущенной снизу и связанной петлей. Проволока обязательно должна быть в виниловой изоляции, чтобы избежать контакта металла с кислотно-щелочным раствором.

Весь проволочный бандаж должен быть очень надежный и удобный, чтобы иметь возможность безопасно и быстро извлекать зеркало для осмотра. Зеркало опиралось на две точки опоры, два кусочка стекла были приклеены герметиком к дну у края диаметрально противоположно. Это позволяло покачивать зеркало и более энергично перемешивать раствор. Необходимый объем раствора составил 300мл.

Рис.35. емкость, зеркало в емкости

72
                                                        7.СЕРЕБРЕНИЕ ГЛАВНОГО ЗЕРКАЛА.
Завершающая часть постройки телескопа – нанесение отражающего покрытия на зеркала. Разумнее всего покрыть зеркало, распыляя алюминий под высоким вакуумом. Многие оптические мастерские предлагают такую услугу. Современное отражающее покрытие более долговечное и не уступает серебряному по коэффициенту отражения. Но мне с детства хотелось именно посеребрить зеркало будущего телескопа. Воспроизводя технологию кустарного серебрения астрономических зеркал, погружаешься эпоху первых телескопостроителей. Открытие способа химического осаждения серебра в IX веке произвело прорыв в телескопостроении и повлекло за собой важнейшие астрономические открытия. Теперь зеркала не серебрят уже 50 лет.

Процесс серебрения и сложен и прост одновременно. Сложность в том, что не просто найти химически чистые азотную кислоту и щелочь. Серебро подойдет любое от колец и монет до электротехнических контактов. А простота в том, что само серебрение можно провести в домашних условиях и его легко регулярно воспроизводить.

Описание процесса разложено на несколько этапов:
1. Изготовление специальной емкости, в которую заливается серебрящий раствор и погружается зеркало лицевой стороной вниз.
2. Приготовление азотнокислого серебра, растворяя серебро в азотной кислоте.
3. Приготовление серебрящего раствора, смешивая растворы азотнокислого серебра, нашатырного спирта  и щелочи.
4.Серебрение. Добавив к серебрящему раствору глюкозу, металлическое серебро выпадает в осадок, покрывая блеском стенки емкости и лицевую поверхность зеркала.
5. Сухая полировка позволяет снять мутные  налеты, если получилось небольшое пересербрение.

Первое серебрение  проходило по немного другой технологии. Зеркало располагалось лицевой поверхностью вверх, а вокруг него был бортик, и оно было дном емкости.

Первая попытка серебрения оказалась неудачной, серебряный слой  получился матовый и совершенно не поддавался полировке. После серебрения отработанный  раствор я слил в емкость с комплектом зеркал от 60-мм рефлектора системы Грегори. Каково же было удивление, когда, вынув их, я увидел чистый зеркальный  блеск!
                                              Рис.33.  Первая неудача, комплект зеркал Грегори.
Эти зеркала серебрились рабочей поверхностью вниз, что заставило пересмотреть весь метод серебрения. Мне всегда хотелось расположить зеркало  во время серебрения именно лицевой стороной вниз, как это советуют в специальных руководствах.  В процессе химической реакции появляются  черные хлопья похожие на сажу, они оседают и прилипают к образующемуся серебряному слою. Но такой метод требует более чем в два раза больший объем растворов, а это перерасход серебра, как мне казалось раньше. Но перерасход из-за ошибок оказался еще больше. Поэтому решено было изготовить специальную емкость для серебрения главного зеркала в положении лицевой стороной вниз.

Другая проблема заключалась в том, что реакцию серебрения нужно прервать в нужный момент, то есть необходимо некоторое определенное время проявления. Слишком ранняя остановка процесса вызывает уменьшение отражающих свойств, покрытие будет полупрозрачное. Слишком длительное выдерживание зеркала в растворе приводит к появлению мутных разводов, серебряный слой станет настолько толстый, что начнется кристаллизация и отражение будет слабым, матовым и его уже невозможно  будет довести сухой полировкой до полного блеска.

Дело осложняется еще тем, что процесс идет неравномерно. В первые минуты серебрение никак себя внешне не проявляет. Потом стекло становится тонированным, потом коричневым с намеком блеска, а потом, вдруг, раз и готово. Пока приглядываешься и сомневаешься, а тем временем получается пересеребрение.

На скорость течения реакции также оказывает сильное влияние температура. Замечено, что при +15 град реакция почти не идет, а при  +20 град идет очень быстро. Температура зеркала должна быть на пару градусов выше температуры растворов. Учитывая все эти тонкости, перед основным серебрением, было проведено пробное серебрение на не больших образцах стекла в маленькой емкости. Лучшие результаты были получены на тех образцах,серебрение на которых было остановлено при первых признаках заметного желтоватого блеска (рис.34). Сразу после сушки можно было сполировать легкий мутный налет с помощью замши с не большим количеством крокуса, получая белый чистый блеск.

73
                                                                    6.ПЕРВЫЙ СВЕТ.
Работы по шлифовке зеркала проводились с сентября по ноябрь 2009г в городской квартире, а изготовление телескопа велось на даче в апреле 2010г. За неделю собрав  ферму, еще не изготовив поворотной платформы, первым объектом для наблюдения стало Солнце. Имея 300мм апертуру без отражающего покрытия можно было свободно смотреть на Солнце используя слабый газосварочный светофильтр. Как раз в ту пору на фоне спокойного Солнца появилась крупная группа пятен, которая росла изо дня в день. Было прекрасно видно структуру полутеней, волокна в них и обширные факельные площадки, которые на удивление просматривались не только вблизи солнечного лимба, но и вокруг пятен, находившихся  в центре. Такого высококачественного изображения не давал ни один инструмент, использующийся мной прежде.

В те же дни на вечернем небе стояла Луна в фазе 0,5. Отсутствие слепящего действия лунного света создавало хороший комфорт для глаз. Наивысший контраст теней вокруг кратера Эратосфен, Прямая Стена, холмы в морях с отчетливыми тенями, мелкие ущелье в отрогах крупных кратеров, горные массивы и лучевые системы – все это просто вводило в восторг (рис.32).

И даже планета Марс, которая находилась в противостоянии, оказалась доступна, в виде маленького  красного диска, на котором была видна полярная шапка.

Безупречное изображение на  увеличении 50Х превзошло все ожидания. Но при увеличении 100Х восторг уже приубавился, более-менее сносное изображение лунной поверхности удавалось поймать в очень малом пространстве. По всему полю размером 10 минут наблюдалось легкое размытие вызванное аберрацией кома и недостаточно качественной  юстировкой. Уже тогда появилось ощущение, что этот телескоп будет раскрываться по полной только на звездных полях и туманных объектах. Турбулентность тоже сильнейшим образом портила изображение.

74
Поворотная платформа.

Часть монтировки, которая позволяет поворачивать телескоп по азимуту выпилина из плит ДСП таким образом, что опоры лыж описывают окружность, которая вписана в равносторонний треугольник основания. Этим достигается наибольшая устойчивость телескопа в целом. Лыжи опираются на четыре подшипника, которые закреплены на поворотной части основания. Их свободу вращения можно регулировать, затягивая прижимной саморез, и тем самым можно подгонять подъем по высоте под желаемое трение. Между поворотной частью и основанием я вложил две граммпластинки и смазал их не замерзающей смазкой (маслом для амортизаторов). Телескоп по всем осям поворачивается плавно, без рывков и возвратных движений (рис.30).

Снаружи ферма обшита черным материалом, который натягивается и удерживается с помощью канцелярских кнопок, а поверх его идет слой полиэтилена, предохраняющий черный материал от намокания. Откинув обшивку у нижнего края, открывается доступ к главному зеркалу для юстировки  и для того, чтобы открыть/закрыть откидную крышку зеркала, которая защищает его от пыли (рис.31).

75
Кроме простоты имеется еще одно  важное достоинство – возможность юстировать главное зеркало, с помощью длинной отвертки, глядя в окуляр! Это очень удобно.

Диагональное зеркало и окулярный узел.

Вооружившись простым слесарным инструментом и имея немного воображения можно сотворить много оригинальных вещей. Главным руководящим фактором у меня была простота и надежность. Из простоты было принято решение изготовить паук на трех растяжках. Растяжки были вырезаны из оцинкованного железа. На что следует обратить внимание, так это на то, что они должны иметь треугольную  форму. Такая форма обеспечивает наибольшую жесткость всего паука. Сам центральный  стакан был раскроен на бумаге и вырезан из жести в треугольном виде для лучшей передачи натяжения от растяжек.

В качестве окулярного узла был оригинально приспособлен  фокусировочный узел от того же старого фотоувеличителя. Шаг резьбы у него крупный, и это удобно для перфокусирвоки на разные окуляры (рис.29). После сборки и установки оптических элементов и искателя можно точно найти центр тяжести фермы, подвесив ее за одну из связей. Определив место центра тяжести, с помощью чертежа найден  радиус дуги лыж.

Страницы: 1 ... 3 4 [5] 6 7 8