72
« : 30 Июль 2012, 20:46:52 »
7.СЕРЕБРЕНИЕ ГЛАВНОГО ЗЕРКАЛА.
Завершающая часть постройки телескопа – нанесение отражающего покрытия на зеркала. Разумнее всего покрыть зеркало, распыляя алюминий под высоким вакуумом. Многие оптические мастерские предлагают такую услугу. Современное отражающее покрытие более долговечное и не уступает серебряному по коэффициенту отражения. Но мне с детства хотелось именно посеребрить зеркало будущего телескопа. Воспроизводя технологию кустарного серебрения астрономических зеркал, погружаешься эпоху первых телескопостроителей. Открытие способа химического осаждения серебра в IX веке произвело прорыв в телескопостроении и повлекло за собой важнейшие астрономические открытия. Теперь зеркала не серебрят уже 50 лет.
Процесс серебрения и сложен и прост одновременно. Сложность в том, что не просто найти химически чистые азотную кислоту и щелочь. Серебро подойдет любое от колец и монет до электротехнических контактов. А простота в том, что само серебрение можно провести в домашних условиях и его легко регулярно воспроизводить.
Описание процесса разложено на несколько этапов:
1. Изготовление специальной емкости, в которую заливается серебрящий раствор и погружается зеркало лицевой стороной вниз.
2. Приготовление азотнокислого серебра, растворяя серебро в азотной кислоте.
3. Приготовление серебрящего раствора, смешивая растворы азотнокислого серебра, нашатырного спирта и щелочи.
4.Серебрение. Добавив к серебрящему раствору глюкозу, металлическое серебро выпадает в осадок, покрывая блеском стенки емкости и лицевую поверхность зеркала.
5. Сухая полировка позволяет снять мутные налеты, если получилось небольшое пересербрение.
Первое серебрение проходило по немного другой технологии. Зеркало располагалось лицевой поверхностью вверх, а вокруг него был бортик, и оно было дном емкости.
Первая попытка серебрения оказалась неудачной, серебряный слой получился матовый и совершенно не поддавался полировке. После серебрения отработанный раствор я слил в емкость с комплектом зеркал от 60-мм рефлектора системы Грегори. Каково же было удивление, когда, вынув их, я увидел чистый зеркальный блеск!
Рис.33. Первая неудача, комплект зеркал Грегори.
Эти зеркала серебрились рабочей поверхностью вниз, что заставило пересмотреть весь метод серебрения. Мне всегда хотелось расположить зеркало во время серебрения именно лицевой стороной вниз, как это советуют в специальных руководствах. В процессе химической реакции появляются черные хлопья похожие на сажу, они оседают и прилипают к образующемуся серебряному слою. Но такой метод требует более чем в два раза больший объем растворов, а это перерасход серебра, как мне казалось раньше. Но перерасход из-за ошибок оказался еще больше. Поэтому решено было изготовить специальную емкость для серебрения главного зеркала в положении лицевой стороной вниз.
Другая проблема заключалась в том, что реакцию серебрения нужно прервать в нужный момент, то есть необходимо некоторое определенное время проявления. Слишком ранняя остановка процесса вызывает уменьшение отражающих свойств, покрытие будет полупрозрачное. Слишком длительное выдерживание зеркала в растворе приводит к появлению мутных разводов, серебряный слой станет настолько толстый, что начнется кристаллизация и отражение будет слабым, матовым и его уже невозможно будет довести сухой полировкой до полного блеска.
Дело осложняется еще тем, что процесс идет неравномерно. В первые минуты серебрение никак себя внешне не проявляет. Потом стекло становится тонированным, потом коричневым с намеком блеска, а потом, вдруг, раз и готово. Пока приглядываешься и сомневаешься, а тем временем получается пересеребрение.
На скорость течения реакции также оказывает сильное влияние температура. Замечено, что при +15 град реакция почти не идет, а при +20 град идет очень быстро. Температура зеркала должна быть на пару градусов выше температуры растворов. Учитывая все эти тонкости, перед основным серебрением, было проведено пробное серебрение на не больших образцах стекла в маленькой емкости. Лучшие результаты были получены на тех образцах,серебрение на которых было остановлено при первых признаках заметного желтоватого блеска (рис.34). Сразу после сушки можно было сполировать легкий мутный налет с помощью замши с не большим количеством крокуса, получая белый чистый блеск.