Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - олег

Страницы: 1 ... 4 5 [6] 7 8
76
Элементы крепления главного зеркала.

Главное зеркало расположено на треугольном юстировочном столике из  10мм фанеры, имеет три точки опоры и крепится к нему  тремя захватами из оцинкованной жести. Юстировочный столик опирается в центре на головку самореза, который закручен в нижнюю плиту. На концах треугольника есть отверстия, через которые самрезы закручиваются в тело нижней плиты и натягивают юстировочный столик. Таким образом, юстировочный столик, с располженным на нем главным зеркалом, жестко закреплен и путем откручивания/закручивания саморезов может наклоняться относительно оптической оси (рис.28).

77
                                  5.ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФЕРМЫ  И  ЭЛЕМЕНТОВ МОНИРОВКИ.     
После завершения изготовления главного зеркала сильнейшим желанием становится скорое первое наблюдение в него. Волнение перед первым светом можно охладить тем, что если теневые картины равномерные и максимальная аберрация не сильно отличаются от расчетной, то можно с уверенностью ждать хороших изображений в готовый телескоп.

Вторым важным элементом рефлектора системы Ньютона является плоское зеркало, предназначенное для  выноса изображения за пределы трубы. Я использовал готовое плоское зеркало с внешним отражающим покрытием от какого-то проекционного прибора, его размер был 90Х110мм. Устроил ему такой тест. Расположив его перед объективом зрительной трубы, ночью разглядывал звезды, изменяя угол отражения. Особое внимание уделял появлению астигматизма. Он начинал появляться при очень косом угле отражения, более 70 град., а при углах отражения 45 град. никаких признаков искажений не наблюдалось. Звезды выглядели естественно, поэтому я счел его вполне пригодным для большого телескопа. Позже, в готовом телескопе, я ставил на место плоского зеркала фотосветофильтр и  наблюдал хорошие изображения Луны.

Первым делом, перед началом сборки трубы, был начерчен хороший чертеж оптической схемы в подходящем масштабе (1:10).

Долгое  время я колебался с выбором трубы. Бумажно-клеевые трубы казались громоздкими и тяжелыми в изготовлении. Фермы тоже особенной жесткости не внушали. И все же, рассматривая эпюру простейшей фермы, сопромат настаивал на ферме. Косые связи, соединяющие площадки крепления главного зеркала и верхнее кольцо окулярного узла нигде не работали на изгиб, любая нагрузка разлагалась только на сжатие и растяжение. Ферма, состоящая из восьми косых связей, должна иметь высокую жесткость, а сами связи могут быть выполнены из тонких профилей или алюминиевых трубок. Вопреки сопромату, чутье подсказывало, что такая конструкция будет хлипкой и потребует много местных усилений.

Взяв две фанерные панели   400Х400Х10 от старой мебели, я соединил их восемью косыми связями из Т-образного оцинкованного профиля. Все время сборки меня терзало сомнение в том, что будет ли эта конструкция отвечать минимальным требованиям  по жесткости, пока не был закручен последний саморез. И тут случилось чудо, ферма  как будто застыла и обрела необыкновенную  жесткость. Все сомнения рассеялись, сопромат восторжествовал над здравым смыслом! Руками, прикладывая значительные усилия на изгиб, никаких деформаций не наблюдалось, осталась только слабая реакция на кручение. Никаких затухающих колебаний от резких ударов тоже не ощущалось.

Дальнейшие рассуждения вели к тому, что раз имеется такая жесткая ферма, то оптические элементы можно расположить на этих панелях. Нет никакой необходимости в верхнем и нижнем коробе, которые так любят городить многие любители. В верхней панели можно прорезать входное отверстие диаметром 320мм и на нем же закрепить растяжки диагонального зеркала и окулярный узел. На нижней панели можно расположить главное зеркало на юстировочном столике (рис.26).

Поскольку внизу главное зеркало очень тяжелое  4,5кг, а верхняя часть очень легкая, то центр тяжести должен находиться не далеко от лицевой стороны главного зеркала. Поэтому, лыжи, которые крепятся прямо к нижней плите, будут наилучшим решением. Долгое время узел крепления лыж к нижней плите не давал покоя, стандартные решения не обеспечивали высокой жесткости, а она здесь нужна как нигде больше. Но вскоре было найдено простое и качественное решение—поперечный вставыш у свободного конца лыж, расположенный под  90 град. к опорной плите погасит все возможные деформации. Причем сами лыжи к нижней плите крепятся предельно просто, тремя саморезами в торец с каждой стороны. Реализация этих рассуждений в общем виде представлена на рис.27. Дальше продолжу  описание отдельных элементов.

78
В случае с 300мм зеркалом принципиальный отличий нет, но кое-что все же отличается. Параболизация прошла быстро, всего за два сеанса, общей продолжительностью 15 мин.По сравнению с предыдущим, 300мм зеркало, из-за большого фокусного расстояния  находилось намного дальше, и поэтому, границы теней имели низкое разрешение. Порой сложно было установить на какой именно метке располагалась граница зоны. В большой массе стекла были уже заметные тепловые деформации и они вносили свой вклад. Оценка промежуточных зон велась приблизительно. Более-менее точно была измерена только общая продольная аберрация, а о промежуточных зонах можно только сказать, что они не имеют резких переломов, аберрация изменяется равномерно и общая поверхность похожа на параболическую.

После тщательных измерений вырисовывается неплохая картина. За начало отсчета принята зона 0.7D, и начиная от нее, к краю идет равномерная  парабола, перепараболизации нет. Следуя от зоны 0.7D к центру видно, что начинается постепенное уклонение к сфере и центральная часть диаметром 150мм сферическая.

79
Рис.23 демонстрирует самую критичную зону параболического зеркала  0,7D. Этот вид чаще всего представлен на фото в книгах и является излюбленной фотографией на форумах. Нагляднее всего форму зеркала можно представить, если подумать о источнике света, светящего слева, а рельеф поверхности таков, что за высотными перепадами появляются тени. И это сравнение близко к истине. Мы видим яму в центе и заваленный край, причем характеристики уклонений соответствуют параболоиду.

Если для зон до 0.7D ошибки определения границ по  расплывчатым полутеням не представляют большой опасности, то для внешних зон (более 0,7D) допуски резко сужаются. Приближаясь к расчетной аберрации, полировать нужно аккуратнее, сокращать сеансы полировки и более тщательно оценивать результат. Пристально следя за внешними зонами важно  не допустить перепараболизации. Это может резко ухудшить качество оптики. Иногда даже оправдана легкая недопараболизация. У Чикина упоминается о том, что параболическое зеркало, охлаждаясь ночью имеет склонность к дальнейшему заваливанию края.

На рис.24-25 показаны теневые картины внешних зон  r5-r6.

80
Передвинувшись на шаг дальше от зеркала, на отметку х3, теневая картина становится еще более выразительной  (рис.22). Уже хорошо просматривается очертание зоны 3, ее граница становится резче. Просматривая плавный переход от зафокальной зоны к предфокальной, зрительное воображение  выбирает где-то в полутени условную границу, мысленно замыкая ее по кругу.

То, что идентифицировать границу тени на внутренних зонах сложно, на самом деле хорошо, т.к. параболическая поверхность не имеет резких перекосов и вначале пути мало отличается от сферы.

81
Далее под фокусом мы будем понимать центр кривизны соответствующей части зеркала (зоны). Точку фокуса центральной зоны 1 можно взять за начало отсчета. Продолжая перемещать нож дальше по оптической оси, удаляемся от зеркала на величину первого шага х2 и оказываемся в фокусе зоны 2 (рис.21). Теперь уже отчетливо видно, как тень в зоне 1 развернулась и движется навстречу ножу, указывая на зафокальное положение.

Теневая картина не застывшее изображение, а динамичная игра теней, то явно открывающаяся, то ускользающая от глаза. Полюбовавшись некоторое время, глаз уже начинает вылавливать тонкие очертания вершины края зоны, где  наблюдается зафокальное поле. И вскоре уже без труда обнаруживается серая граница,  обозначающая точный фокус. Эту границу в классике жанра можно назвать «вершиной бублика».

82
Пароболизация. Процесс вплотную дошел до параболизации. Для порядка приведу немного теории и расчет параметров параболоида.

Бесконечно удаленная звезда фокусируется в фокусе параболического зеркала в виде точки. Но при испытании из центра кривизны изображение искусственной звезды разлагается сферической аберрацией. Центральная зона параболического зеркала имеет большую кривизну, чем периферия. Это выглядит как яма в центре и заваленный край относительно сферы. В процессе параболизации сферическая аберрация будет увеличиваться  пока не  достигнет расчетных значений. Центры кривизны центра и края на оптической оси отстоят друг от друга на величину х, называемую максимальной продольной аберрацией. Для параболоида:
       х=r2/2R            (2), где, r2 –квадрат радиуса зоны, в мм ( от 0 до 150мм), R --радиус кривизны зеркала, мм.

Максимальная продольная аберрация для D=300mm (r=150) R=2600мм,  составляет х=4,00мм.

Используя метод равных аберраций разобьем х на равные интервалы с шагом 0,5мм и, задавшись х определим, соответствующие радиусы зон r.
х, мм           r, мм            dх, мм
0,5               51             +-0,15
1,0               72                0,11
1,5               89                0,08
2,0              102               0,08
2,5              116               0,07
3,0              125               0,06
3,5              135               0,06
4,0              145               0,05  ,  где dх -- допустимая погрешность.

Для получения точности поверхности 1/16 лямбда, необходимо измерять х с точностью 0,05мм, r с точностью 1мм и R c точностью 30мм.

Для получения параболы использовался метод, описанный в книге Д.А.Наумова «Изготовление оптики для любительских телескопов-рефлекторов и ее контроль» (стр.126). В основе этого метода лежит свойство малого полировальника (диаметром 0.7D  с отформованной звездой) активно сполировывать центральную часть и внешнюю зону именно в тех пропорциях, которые наиболее близки к параболической форме. Используя центральный штрих и значительный вынос (от центра на 0.5-0.7R) сферическая поверхность плавно трансформируется в параболическую, и когда максимальная аберрация (разность радиусов кривизны центральной и краевой зоны) приблизится к расчетной, то промежуточные зоны даже не требуют корректировки.  Это метод заслуживает  большого доверия, он очень быстро и с первого раза позволил добиться параболической поверхности на 165мм 1:3,5 и на 300мм 1:4,5 зеркалах.

Ретушь сферической поверхности очень деликатное дело, здесь главное не торопиться. Сеансы полировки должны быть короткие ок. 5 мин. Зеркало в воде не моем, а вытираем сухой тряпкой и даем время 10-15 мин. для выравнивания температуры. Я работал в х/б перчатках, чтобы тепло от рук не передавалось на стекло. Теневой прибор и зеркало во время испытаний должны быть расположены вдали от источников тепла.  Даже сквозняк от открытой форточки настолько размывал теневые картины, что совершенно невозможно было вести наблюдения. Любопытно было наблюдать за появлением бугра на поверхности после того как приложишь большой палец и подержишь его полминуты. Все это говорит о высочайшей чувствительности теневого метода.

Выключив свет и удобно расположившись у теневого прибора, погружаешься в необыкновенную атмосферу теней, приходит ощущение, что проникаешь в микромир.

Слегка надавливая на основание прибора заставляешь нож перемещаться на доли миллиметра и видишь как тень расплывается по зеркалу, проявляя разные участки в разных ракурсах.Ощущаешь себя мастером-оптиком 19 века и для полной гармонии не хватает только керосиновой лампы с отверстием в фольге, которую использовал Чикин. Иногда удается добиться того, что тень начинает одновременно двигаться навстречу самой себе, что говорит о том, что поймана самая вершина светового конуса с высокой точностью. В этот момент на отсчетном устройстве устанавливаем  ноль и начинаем промеры продольной аберрации с этого места.

Зеркало D=165мм 1:3,5 имеет настолько выраженные теневые картины, и очень качественные их фотографии, что я продолжу описание получения параболы именно на его примере.

Рассчитаем максимальную продольную аберрацию х. Разобьем величину х на пять-шесть равных интервалов. Например,    от 0 до 0,5мм х1=0,5мм; от 0,5 до 1,0мм х2=1,0 мм  и т.д.  х3=1,5мм; х4=2,0мм; х5=2,5мм; х6=3,0мм. Из формулы (2) выражаем r, подставляем х1-х6 и получаем соответствующие радиусы зон r на зеркале, для которых данная аберрация является вершиной светового конуса                                                                                                                                                                                    r=\/х/2R  ,                  (3)

Нож Фуко, находясь в точках х1-х6, должен быть в фокусе зон r1-r6, тогда поверхность можно считать параболической. Во всех нижеприведенных фото нож вводился в световой пучок справа налево. Движение тени и ножа в одну сторону означает предфокальное его положение, а движение  тени навстречу ножу – зафокальное.

На рис.20 видно, как ровная прежде граница тени, начинает размываться в пределах зоны с радиусом r1. Это значит, что нож расположен очень близко к фокусу этой части зеркала.

83
отполированное зеркало.

84
Получениие сферы. Стартовой поверхностью перед параболизацией служит сфера. Первое, что бросилось в глаза при «первом свете»--это недополированность средней зоны (рис .17). Темная зона явно плохо отражала свет, что было вызвано остаточной матовостью. Теневой профиль показывал наличие бугра в центре.

Продолжая работать длинным штрихом, остаточная матовость сполировалась и начал появляться заваленный край, но бугор в центре упорно не хотел сполировываться. Он был достаточно высок, его продольная аберрация достигала 4 мм. Было принято решение применить малый полировальник диаметром 2/3 R. И через 15 мин. можно было видеть хороший профиль сферического зеркала (рис. 18).

85
                                                   4. ТЕНЕВОЙ  КОНТРОЛЬ.
Наиболее интересная, на мой взгляд, часть постройки телескопа – теневые испытания. Метод изучения отражения от искусственной звезды обладает такой чувствительностью, что позволяет уверенно контролировать отклонения  оптической поверхности в 1/4 длины волны и менее. Длина волны зеленых лучей 0,55 микрона. На этом этапе задается главное качество оптики – ее точность.

Теневой прибор.
Из узлов старого фотоувеличителя я собрал теневой прибор (рис.15). В продольных направляющих, с помощью винта тонких движений (с шагом 0,5мм) и возвратной пружины, перемещается рамка с отсчетным устройством индикаторного типа (шкала до 0.01мм). В поперечном направлении также имеется винт тонкого движения. Источником света служит лампочка от шахтового фонаря 3,5В, которая подключена через телефонное зарядное. Двухлинзовым конденсором свет от лампочки фокусируется на грань пластмассовой призмы, где расположены два лезьвия от бритвы. Одна бритвочка своей до блеска заточенной стороной служит отражателем на 90град. с одной стороны, и своей режущей частью выполняет функцию ножа Фуко. Другая бритвочка очень близко приближается к первой, создавая узкий просвет, который является щелевым источником света. Таким образом и щель и нож расположены на одной оптической оси и перемещаются вместе (рис.16).

Помимо метода щель-нож, применялся также метод  щель-нить. В качестве нити использовался тонкий волос, но этот метод особенного преимущества не показал.

Прибор получился излишне навороченным. Кроме своей массивности, что увеличивает устойчивость, остальные части имеют массу недостатков. Винт продольного перемещения оказался слишком мелкий, шаг резьбы в 1мм был бы гораздо удобнее. Устройство поперечного перемещения совсем не использовалось, с этим лучше справлялось простое надавливание рукой на один край основания прибора. Мощное светособирающее устройство вполне может заменить  яркий светодиод.

86
Для исправления этого отклонения я увеличил вынос зеркала с полировальника до 1/3 радиуса. Прополировав еще час картина стала еще приятнее и уже появилась необходимость проведения теневых испытаний. По окончании работы полировальник и зеркало я хранил отдельно, а перед началом на следующий день проводил формовку с дополнительным грузом. В течении 20 мин. на зеркале стояло 5л ведро воды и через каждые 2 мин.  совершалось несколько движений (рис.14). Это позволяло вернуть полировальнику форму зеркала.

87
Потребуется 10 мин., чтобы смола затвердела. На протяжении этого времени мокрой тряпкой смачиваем катонный бортик, чтобы он не приклеился.

Формовку смолы выполняем самим зеркалом под струей горячей воды (50-60 град.). Чтобы зеркало случайно не выскользнуло и не разбилось о раковину, выстилаем его резиновым ковриком. Для еще более лучшей «скользучести» и «неприлипаемости» мылим мылом лицевую поверхность зеркала. Разогретая смола под действием давления и движения зеркала быстро начинает выравниваться и принимает нужную форму.

Как только смола немного выровнялась, берем мокрую деревянную линейку и начинаем выдавливать канавки на всю толщину смолы. Центральный квадратик  располагаем асимметрично к центру  диска (это препятствует формированию астигматизма). Ширину квадратиков удобно брать равную  ширине линейки. Находясь под струей горячей воды, смола легко поддается формовке, при этом канавки немного заплывают и их нужно подправлять. Проведя формовку 3-4 раза все квадратики гладко соприкасаются с зеркалом, а канавки имеют ровные и наклоненные стенки (рис.11).

Далее выключаем  горячую  воду, хорошо намыливаем зеркало и оставляем его на полировальнике до полного остывания, периодически передвигая зеркало.

Сдвинув зеркало и добавив немного мокрого крокуса начинаем полировку. Хорошо, если зеркало перемещается с небольшим сопротивлением, и при этом ощущается легкий скрип. В моем случае зеркало сильно присасывалось, не позволяя делать нормальные сдвиги. Это означало, что поверхность слишком сильно отличается от сферической.

Помочь в таком случае может дополнительная формовка сеткой. На разогретую поверхность смолы ровно укладываем капроновую сетку, мылим мылом и накладываем зеркало сверху. Со значительным давлением или с грузом делаем несколько движений, как при шлифовке. Сетка вдавливается в смолу, образуя много отдельных полировальников, которые уже более динамично входят в контакт с полируемой поверхностью (рис.12).
                                         
После формовки сеткой полировка пошла хорошо. Крокуса при полировке требуется очень мало, его частички застревают в смоле и как бы строгают верхушки стеклянных гор.

Прополировав 1 час я с удивлением заметил, что поверхность значительно прополировалась, совершенно гладкими стали внешняя зона и центральная часть, что подтверждало наличие бугра в центре и подвернутого края (рис.13).

88
                                                                        3.ПОЛИРОВКА.
На этапе полировки тонкий матовый слой заполируется и поверхность станет оптически гладкой и получит способность без рассеяния отражать свет. В качестве полирующего материала я использовал крокус—окись железа, тонкий порошок коричневого цвета, применяется для приготовления грунтовки при покраске металлоконструкций.

Изготовление полировальника.
Особую важность имеет полировочная смола. Первые опыты с  канифольно-битумным составом оказались неудачными (еще при полировке 165-мм зеркала).Тогда прорыв в действии был связан с использованием касторового масла в качестве размягчителя канифоли.

В консервной банке, на слабом накале электроплиты расплавляем  канифоль  в таком количестве, чтобы ее хватило покрыть шлифовальник слоем  5-8 мм. Хорошо размешиваем и выбираем такую температуру плиты, при которой смола не густеет и не закипает. Добавляем небольшими порциями касторовое масло, ориентировочно 2%. После добавления каждой порции тщательно перемешиваем и деревянной палочкой берем пробу. Даем пробе остыть и определяем вязкость по нажатию ногтем большого пальца. Если после длительного нажатия на смоле остается слабый след, то вязкость подходящая.

Заливку смолы на поверхность шлифовальника выполняем в следующей последовательности. Подкладками выставляем шлифовальник горизонтально, это  легко определить, поставив в центр полную кружку с водой, и наблюдая за ее краем. Вырезаем из картона бортик и плотно стягиваем его вокруг шлифокальника изолентой. Снимаем его и пропитываем водой, чтобы он не приклеивался к смоле. Шлифовальник ставим под кран с теплой водой и подогреваем его. Вытерев насухо выпуклую поверхность шлифовальника, одеваем мокрый картонный бортик и сразу же начинаем выливать смолу. Заливку начинаем с середины и равномерно, не торопясь, по спирали двигаемся к краю. Следим за тем, что бы в центре был небольшой избыток смолы.

89
Последнюю порцию М10 я растирал 30 мин. и получил такую тонкую матовость, что она уже была способна отражать прямые лучи! (рис.9).

Тот факт, что волосок от лампочки отражается от самого края зеркала под прямым углом, говорит о том, что лучше всего прошлифовалась крайняя зона и имеется форма подвернутого края. Это легко устранимое отклонение и стремиться нужно именно к этому, т.к. исправление заваленного края потребует гораздо больших усилий.

Общий хронометраж работы таков:
1.обдирка чугунным кольцом ……………………………………16ч
2.притирка шлифовальника ………………………………………. 4ч
3.тонкая шлифовка …………………………………………………… 10ч.

Уделяя работе по 2-3 часа за вечер, удалось закончить изготовление зеркала за 2 месяца.

90
Сдвиг зеркала на 1/4- 1/3 его радиуса автоматически  ведет к сферической поверхности. Сдвиг более 1/3 выражается в появлении заваленного края и ямы в центре (рис.8.1), такое отклонение сложнее всего исправлять, для этого нужно укоротить  вынос  до  1/4  и менее. Короткий сдвиг менее 1/4 приводит к другой форме отклонения – подвернутый край и бугор в центре, легко устранимая погрешность, исправляется увеличением выноса более 1/3. Наблюдая за характером стирания креста от маркера можно постоянно контролировать форму зеркала на ранних стадиях. При шлифовке микропорошки М20 и М14 уже слышно легкое шипение. Зеркало не снимаем для промывки, а вымываем шлам обильным добавлением воды.

Страницы: 1 ... 4 5 [6] 7 8