http://science.nasa.gov/science-news/science-at-nasa/2011/28apr_voyager2/Уровень романтики over 9000...Золотой диск «Вояджера».
Возможно, через много тысяч или миллионов лет инопланетяне с удивлением обнаружат древний космический аппарат, прилетевший с Земли и несущий на себе послание. На боку аппарата будет укреплены золотой диск, который расскажет о Земле, и инструкция по его воспроизведению.
В 1977 году NASA готовило запуск двух зондов «Вояджер» к внешним планетам Солнечной системы. Также как и «Пионер-10» и «Пионер-11», после выполнения «местной» программы, «Вояджеры» становились межзвездными посланниками. Примерно за 9 месяцев до старта Карл Саган обратился к NASA с предложением собрать «несколько сообщений для возможной внеземной цивилизации».
Шансы на обнаружение «Вояджеров» инопланетянами в пустоте пространства исчезающее малы, но к работе по формированию послания участники группы относились очень серьезно, ведь по сути речь шла о подготовке «того самого» Первого Контакта.
«Вояджер» должен был нести подборку лучшей земной музыки, фотографии планеты и ее обитателей и подборку звуков Земли – природных и технических. Но каким образом передать эту информацию? В 1970-х популярной технологией были 8-дорожечные магнитные ленты. Но надежность такого носителя совершенно недостаточная для послания, которое, возможно, тысячелетиями будет подвергаться действию межзвездного магнитного поля и излучений. Радиоастроном Фрэнк Дрейк предложил записать информацию на пластинку для фонографа. Эта технология более интуитивно понятна, а также, согласно расчетам, в условиях межзвездного пространства определенным образом изготовленная металлическая фонограмма может просуществовать сотни миллионов лет, в основном деградируя от ударов микрометеороидов. Медная пластинка, покрытая золотом подошла миссии «Вояджеров» по магнитным и температурным требованиям. Также было принято решение использовать пониженную в два раза скорость вращения диска, чтобы «упаковать» больше информации.
Подбор материалов для диска был довольно мучительным процессом. Даже к учетом пониженной скорости, места на диске хватало только на 90 минут музыки и около сотни изображений. Ученые понимали ответственность, которую накладывает формирование «культурного Ноева ковчега», который будет «на плаву» сотни миллионов лет. В своей книге «Звуки Земли» Саган описывает процесс принятия этих решений. Основные трудности были научного плана – как собрать полное географическое, историческое и культурное многообразие мировой музыки в 90 минутах? Среди образцов западной музыки были Пятая симфония Бетховена и «Джонни Би Гуд» Чака Берри. Некоторые затруднения были юридического плана, например «Here Comes the Sun» Битлз нельзя было послать потому, что хотя Ливерпульская четверка единодушно желала отправить свою музыку к звездам, они не владели авторскими правами на свою музыку. Были и бюрократические трудности. Саган описывает мучительный процесс согласования разрешения записать простое приветствие делегатов ООН на нескольких языках. В итоге, Саган обратился на факультет иностранных языков Корнелловского университета, где ему с радостью помогли профессора и студенты. Так было создано собрание приветствий, начинающееся на языке шумеров, одного из самых старых известных языков, и заканчивающееся фразой пятилетнего американца: «Привет от детей планеты Земля».
«Вояджер» стартовал с 118 фотографиями, 90 минутами музыки, приветствиями на 55 человеческих языках и одном языке китов, подборкой разнообразных звуков от бульканья грязевых пузырей до лая собак, сопровождающего стартовый рев ракеты «Сатурн-5», поэтическое приветствие Генерального Секретаря ООН и запись ритмов мозга влюбленной женщины.
Как же записать ритмы мозга влюбленной женщины? Легко, если в команде проекта есть такая женщина – Энн Друян. Она вспоминает, что идея поместить чью-либо электроэнцефалограмму в послание пришла из интереса – возможным ли будет для совершенной технологии будущего расшифровать мысли человека по записи ЭЭГ. Это понравилось остальным участникам проекта и Друян сама выступила добровольцем. Запись была запланирована на 3 июня 1977 г. Друян приготовила сценарий своих размышлений – «путешествие в мыслях по идеям и личностям истории, которые я бы хотела увековечить». Но за два дня до записи случилось непредвиденное. Саган и Друян внезапно осознали появившееся в процессе совместной работы над «Золотым диском» романтическое чувство и решили пожениться. Естественно, эхо этого момента существовало в ее мыслях наряду с запланированным культурно-философским сценарием. Часовая электроэнцефалограмма была сжата электроникой до минутной записи, звучащей как батарея взрывающихся петард.
«На записи остались мои чувства, безумно влюбленной 27-летней женщины» - говорит Друян. «Они вечны, они действительно продлятся сто миллионов лет. Для меня с «Вояджером» связана настолько сильная радость, что она лишает страха смерти».
Если инопланетяне однажды найдут «Вояджеры» и расшифруют их послание, они встретятся с десятками музыкантов, художников, китов, собак, сверчков, инженеров и рабочих. Но они имеют шанс по-настоящему узнать только одного человека - молодую женщину. И это, пожалуй, хорошо.
Допускается, что наиболее вероятно, «Вояджеры» найдут… сами люди. Развитие технологии может позволить догнать эти далекие зонды. В этом случае, они станут просто временными капсулами с 1977 года. Артур Кларк предусмотрел эту возможность и посоветовал добавить на «Золотой диск» строчку: «Пожалуйста, оставьте меня в покое, позвольте мне долететь до звезд»…